В начале века мы любили порассуждать о южной школе хип-хопа в Росиии. Вот, мол, есть Ростов с Объединенной Кастой. А там и Краснодар, кстати, с целым поколением талантов. И еще где-то рядом Ставрополь, и другие регионы. И глядя на успехи Касты, любили помечтать о не меньших достижениях MaryJane и Граней, Сэта и Триады, Бледнолицых Нигадяев и Эйсика. Но годы прошли и поднять голову выше незримого плинтуса не удалось больше никому. Вам от этого не становится грустно? Я любил южный рэп (русский южный рэп). Мне нравилось видеть в нем цельное и стройное комьюнити. Привычка оглядываться на Америку позволяла воображению дорисовать то, чего не видели глаза. Если в их хип-хопе существовали четко выраженные левый и правый фланги: западное и восточное побережья с узнаваемым звучанием и стремлением объединяться, чтобы поддерживать своих... Если там все так, то и у нас, наверное, должно быть не иначе? И за ледоколом в виде Касты, вопреки всему (помните, были Децл и Bad B Альянс, была утопическая идея "монополии на рэп") – вопреки всему расколовшему торосы и вроде как проложившему путь к телевидению и чартам, к саундтрекам и номинациям, к приличным гонорарам за концерты, в конце-концов – за этим ледоколом по идее должны были последовать другие. "Where are they now?" – впору причитать вслед за Nas.
Начнем с Ростова – Объединенная Каста, которая, по идее, могла пользоваться лучами славы титульной группы этого объединения. Песочные Люди, Западный Сектор, Бледнолицые Ниггадяи – никто из них не разродился даже альбомом. При этом время от времени доносятся новости о записи чего-то там... Вроде бы и Бледнолицые намеревались сразу двойной выпустить, и Фетис записывался, и остальные... Но до "компакта в обложке" дожили только Грани, выпустившие макси-сингл и альбом. Впрочем, дожить дожили, но пережить знаменательное событие не смогли. К тому же стержень Граней, Змей, как-то органично вписался в состав Касты.
В Краснодаре, другом эпицентре южного движения, столь ярко выраженного лидера как Каста не нашлось. Однако по совокупности краснодарский движ, возможно, был еще более интересен. Первой заметили группу MaryJane, из которой для сольной деятельности выделился Сэт. Проявился Эйсик, вместе с которым они замышляли "Стаю". Не без помощи Сэта громко заявила о себе Триада. На созданный им лейбл Karavan (впоследствие – Revol) подтянулись Скато и 3NT. Над альбомом Эйсика работал сначала Влади, а потом Krec, да и дебютный диск MaryJane, чей состав пополнил Тохаль (ныне Mr. Hyde) звучал вполне солидно.
Но сегодня этот оплот южного хип-хопа лежит в руинах, а его фортификации пали под огнем внутренних противоречий и неудовлетворенных амбиций. 3NT, ничего на юге не добившись, перебрались в Москву. Скато откололся от Revol и в новых треках отзывается о Сэте без уважения. Сам Сэт говорит в интервью SouthRap, что "Эйсик – слово ругательное для меня сейчас... Спросите у меня, у Нигатива и Крэков – что мы думаем о Эйсике и вы услышите правду".
Триада покинула лейбл по окончании контракта, и судя по всему, они с Сэтом расставались не будучи до конца довольными сотрудничеством. Хотя работа на Revol немало дала Триаде с точке зрения рэп-аудитории. Но вместе они так и не смогли достучаться до широких масс. До обыкновенных людей, не относящихся к рэпу одержимо и фанатично, не вникающих, например, в индивидуальные особенности читки... Зато способных сопереживать историям и эмоциям в треках Krec или Карандаша.
В конце концов и лейбл Сэта перестал существовать даже как "театр одного актера". Оставшись без артистов и оценив полученный опыт, Сэт решил отстраниться от продюсерской деятельности (по его же словам, временно) и перебраться в Москву.
Наконец, MaryJane продолжает пребывать в полуанабиозном состоянии: на протяжении последних трех лет Mr. Hyde сочинил немало треков на интернет-баттл форума hip-hop.ru, зато второй альбом у группы по-прежнему не записан.
Поколения приходят, поколения уходят, не всякому отмерено совершить по талантам его – может следующим удастся больше. Впрочем, нарисованная мною грустная картина вовсе не является чем-то вроде некролога целому пласту южных рэпперов. Все может перемениться в один момент: многие ли пару лет назад знали рэппера Басту? Сейчас этот перебравшийся в Москву ростовчанин известен не только рэпперам. Здесь он реализовался так, как вряд ли смог бы в родном городе. Но вот от этого считать его частью "южного хип-хопа" уже как-то не получается. Не зря же в интервью Баста регулярно упоминает о столичной группировке ЦАО, к которой он, по собственному ироничному выражению, прилепился.
rap.ru Никитин